Скрыть рекламу = кликните по малозаметному прямоугольнику вверху слева.
6
Далее я перехожу к Читте. В Читте есть два слоя, один для эмоций, другой для пассивной памяти. Впечатления от всех мыслей, ощущений, чувств, зрительных восприятий и т.д. записываются в нижнем слое Читты и остаются там до тех пор, пока Джива (душа) не покинет тело. Даже впоследствии все эти впечатления, будучи заключены в тонком теле, отправляются вместе с Дживой в иные миры. Когда Джива рождается вновь, они привносятся сюда в виде открытых Санскар в Муладхаре; вот почему люди не помнят своих рождений, но могут вернуть память о них путем пробуждения Кундалини в Муладхаре. Эти впечатления открыты в Читте до тех пор, пока активная память в Буддхи не призовет их. Те, которые привносятся в Буддхи особенно часто, имеют привычку возвращаться даже тогда, когда их об этом не просят: привычные мысли, чувства, мнения, идеи и т.д. представляют для йогина особое затруднение до тех пор, пока Манас, в который они приходят, не успокоится. Над первым лежит второй слой, слой эмоций. Эмоции -- это движения Воли, которые направляются в Читту, принимая там форму импульсов. Они бывают трех типов: мысле-импульсов, импульсов чувств и импульсов действий. Первые называются по-разному -- инстинктами, вдохновениями, озарениями, интуициями и т.п. В действительности это -- послания, посылаемые Дживой из Сахастрадали в Читту; проходя незамеченными через Буддхи, они размещаются в Читте и, будучи возбуждены внешним или внутренним контактом всякий раз возникают так же неожиданно и производят на Буддхи такое же сильное впечатление, как если бы они были подлинными вдохновениями и т.п., нисходящими в Буддхи непосредственно из Выджняны. Но они всплывают окрашенные эмоциями, искаженные ассоциациями и воспоминаниями в Читте, извращенные взрастившим их воображением. Многое из того, что называют верой, Бхакти, гением, поэтическим вдохновением и т.д., приходит именно из этого источника. Он помогает обычному человеку, необычайно важен для животного, но мешает йогину.
Высшие Знания наделяют всеми перечисленными свойствами память Центрального
многомерного нейтрино Разума. Источником образов пассивной памяти служат органы
чувств, а источником образов памяти эмоций – Сущность. Воспроизведение же из
памяти и того и другого является функцией Разума. Образ мысли окрашивается
соответствующей эмоциональной окраской при формировании его из вещества и Разума
низших измерений соответствующих частотных характеристик. Каждая эмоция имеет
свой набор частот, свою группу Центральных нейтрино в качестве формирующего
энергетического центра. Поток Разума низших измерений из области сознания
активизирует соответствующие чакры тонкого тела и центры авторегулирования
головного мозга. При этом возникают потоки Праны в направлении нервных центров
физического тела, что создает комплекс чувственных образов, соответствующих
проявленной эмоции. Чувственные образы, в свою очередь, вызывают к исполнению
программы двигательных реакций. Наложение процессов двигательных реакций и
динамики процессов авторегулирования организма на комплекс возникших чувственных
восприятий создает сложную картину проявления эмоции человеком. Эмоции имеют
непосредственную связь с чувственной программой жизнедеятельности и потому
мешают йогину в практике Садханы.
Импульсы чувств -- это то, что обычно называют эмоциями. Эмоции бывают двух типов: естественные или вечные, а также искусственные или Викары. Любовь естественна, она идет из Джняны, и ей свойственно сохраняться в ходе эволюции; ненависть -- это Викара любви, искажение или реакция, порожденная Аджняной. Подобным же образом мужество вечно, страх является Викарой; сострадание вечно, а Гхрина или сожаление, антипатия, отвращение и т.п. -- Викары. Те, которые естественны и вечны -- любовь, мужество, сострадание, праведные и благородные устремления, -- являются Дхармой, а остальные Адрахмой. С точки зрения вечности, конечно, все это не относится ни к Самаджик, ни к Лаулик, временной Дхарме и Адхарме. Более того, Адхарма зачастую необходима как переход или как подготовка к переходу от неразвитого к развитому, от низшей к высшей Дхарме. Йогину следует избавиться от Викар, но не от Санатана Дхарм.
Эмоции можно разделить на две группы. К первой группе относятся эмоции, которые
сформированы с использованием низших измерений Системы воплощения С +,
а ко второй группе относятся эмоции, которые сформированы с использованием
низших измерений Системы воплощения С -. Мир Божественный имеет опору
только на одну эмоцию – Любовь. В физическом смысле – это опора программных
установок на состояния памяти, сформированные в измерении L10-7, имеющие его
цветовую окраску. Другие
положительные эмоции являются таковыми лишь условно. Ими можно пользоваться для
активизации программ Сущности и Высшего Разума в переходный период с целью
побудить Разум человека стать на Божественный путь совершенствования. От
отрицательных эмоций, поддерживающих демонические миры, необходимо решительно
избавляться.
Третий вид импульса -- это импульс к действию. Его присутствие -- Читте является временной необходимостью, которая обусловлена раджасическим развитием человеческого существа. Если в человеке превалирует Ашуддха (неочищенный) Раджас, то пробудить его к действию нелегко; для этого должна присутствовать одна из двух сил -- желание или эмоция. Любовь, ненависть, честолюбие, ярость и т.п. должны расшевелить его, иначе он не сможет действовать или же будет действовать вяло. Он не в состоянии постичь Шуддха Праврити, независимое от эмоций действие без желания. Эмоция лишь должна придать окраску Свабхаве или темпераменту человека. Ему следует, как должно, быть преисполненным чувства любви, мужества, чести, истинного упования, уверенности в себе и т.д., но он не должен действовать под влиянием какого-либо сколь угодно благородного, но индивидуалистического импульса. Он должен действовать, повинуясь импульсу Воли, пребывающей в непосредственном сообщении с Пурушей в Виджняне, понимая посредством Буддхи, почему Воля действует именно таким образом, и окрашивая действия эмоцией, присущей его Свабхаве. Но ни Буддхи, ни эмоция не должны вмешиваться непосредственно в действие или пытаться обусловить последнее. Буддхи -- для мыслей, а Читта -- для эмоций. В состоянии Шуддха ни Читта, ни Буддхи не имеют с действием ничего общего. Интеллектуальный Асур (небожественное существо) предопределяет свои действия какими-то своими соображениями и идеалами, эмоциональный Асур -- своими чувствами. Но Шуддха предопределяет их горным вдохновением, идущим от божественного существования в Виджняне. Это то, что люди зачастую называют Адешей.
Желание представляет собой программную установку, направленную на восприятие
определенной эмоциональной окраски чувственных образов в прогнозируемых
ситуациях будущего. Одномерность чувственного образа в области сознания повышает
его стабильность и создает состояния памяти с возрастающей энергетикой.
Программная установка желания прогнозирует увеличение энергетики определенных
состояний памяти, являющихся предметом желания, при чувственном восприятии их
образов в прогнозируемой ситуации будущего. Поэтому желания родственны эмоциям.
Разум, ставший на путь Божественного совершенствования не должен опираться на
желания, потому что они направлены на повышение энергетики чувственных программ.
Его движущей силой будут Божественные программные установки Высшего Разума,
окрашенные Любовью.
Только Шуддха может полагаться со всей уверенностью на имеющуюся у него Адешу такого типа. Ашуддха йогин нередко принимает за Адешу свои собственные идеи, фантазии, эмоции и даже желания. Поэтому йогин должен стремиться к освобождению от активности своей низшей Читты или прошлых впечатлений посредством успокоения Манаса, как это было описано в моей предыдущей лекции: к освобождению от инстинктивного мышления или мысле-импульсов -- теми же средствами; к освобождению от привычки действовать, исходя из собственных эмоций, -- позволив Воле успокоить его импульсы и очистить его эмоции.
Освобождение от проявления чувственных программных установок необходимо и
по той причине, что йогин может принять свои спонтанно возникающие мысли и
устремления за Божественные указания. Поэтому этап очищения совершенно
необходим, чтобы программные установки Высшего Разума окрепли и могли исполнить
роль Божественного указания, воспринимаемого Разумом человека как интуитивное
решение, содержащее абсолютную уверенность в необходимости определенных действий
на фоне бесстрастного восприятия реальности и отсутствия ментальных проявлений.
Посредством Воли ему следует воспретить и остановить всякую речь или действие, которые слепо идут от эмоций или страстей, вздымающихся в его сердце. Когда эмоция будет успокоена, ее следует научить вести себя подобно волне, которая, поднимаясь, затем возвращается в море, -- а не безудержно врываться в действия. Эти спокойные волны, удовлетворенные самим своим существованием, не требующие удовлетворения в действии и не ищущие господства в жизни или идеях, представляют собой очищенные эмоции. Те, которые поднимаются вверх, в Буддхи, и пытаются обжулить мысль или мнение, те, которые движутся вовне, в речь или действие, представляют собой движение Ашуддхи. Я имею в виду, что эмоции в Читте служат лишь для наслаждения; над действием же должен властвовать некий более высокий принцип. Воля, опять же, является тем, что должно очистить, направить и обновить сердце . Но наилучшие условия для этого создаются в том случае, если знание предварительно стало активным, а ум спокойным. Спокойный ум предполагает легкое очищение сердца.
Энергетика эмоциональных программных установок настолько велика, что исключить их проявление невозможно. Из реальной жизни нельзя выбросить ситуации, ключевые состояния памяти которых запускают программные установки эмоций. Для этого нужно было бы стать отшельником. Но тогда придется отказаться от активной позиции в отношении общества, цивилизации. Отшельничество или затворничество можно рекомендовать на первом этапе, когда создаются и крепнут программные установки Высшего Разума. Так поступали многие личности, позднее признанные святыми за их Божественные способности и дела на благо людей. Достаточно вспомнить Иисуса Христа, который на сорок дней удалился в пустыню и в общении с Богом, преодолевая демонические соблазны, обрел чудесные способности, а по возвращении, использовал их для проповеди Любви и обращения сознания людей к Богу. Устранить проявление эмоций полностью невозможно, но вполне реально не дать им продолжения в мыслях и действиях. Нужно практиковать успокоение ума. Программная установка эмоции отработает, но не даст ключевого состояния памяти для запуска ментальной программы или программы действий. Энергия эмоции, подобно волне, поднимется над уровнем океана сознания в ментальном проявлении и, отработав, погаснет, не имея продолжения.